- Раннефеодальное общество в странах Закавказья V — середире IX в.
Формирование раннефеодального общества в странах Закавказья
Конкретную историческую картину складывания раннефеодального общества, господствовавшего в странах Закавказья — Армении, Грузии (Грузия разделялась Лихским хребтом на два царства — Лазику (древняя Колхида) на вападе и Картли (древняя Иберия) на востоке.), Албании (Албания занимала территорию нынешней Азербайджанской ССР.) и Атропатене(Атропатеной (Адурбадаган, позже Адербайган) называлась территория нынешнего Южного, или Иранского, Азербайджана.) в III—IX вв., нарисовать крайне трудно из-за скудости материала, имеющегося по этому вопросу в источниках. Несомненно лишь то, что в IV в. в странах Закавказья происходил процесс концентрации в руках военной знати пахотных земель и пастбищ, принадлежавших раньше сельским общинам. Появилась феодальная собственность на землю и воду (речные каналы). Исчезала старая рабовладельческая знать (См. II том «Всемирной истории», разделы 3, 4, 5, 6. Некоторые советские учёные придерживаются того мнения, что страны Закавказья вовсе не проходили стадии рабовладельческой формаации и что процесс феодализации здесь начался значительно ранее. IIIв.н. э.).
Складывавшиеся классы, феодалов и феодально зависимых крестьян составили сословия азатов и аназатов — «свободных» и «несвободных» (в Армении и Албании; в Грузии им соответствовали азнауры и уазно). В отношении Албании источники сообщают, что зависимые крестьяне вносили феодалам (азатам и церкви) ренту продуктами. Всё население Албании, кроме азатов, было обложено церковной десятиной. По постановлению церковного собора в конце V в. «имущие» (зажиточные крестьяне) вносили ежегодно церкви по 4 грива (Меры) пшеницы, 6 гривов ячменя и 16 горшков «сладкого» (виноградного сока или вина). «Бедствующие» (т. е. основная масса крестьян) отдавали церкви пшеницы и ячменя наполовину меньше указанного количества, а вина — сколько могли. Десятина со скотоводов, не имевших пашен и виноградников, взималась в количестве одной овцы, трёх пучков шерсти и одного круга сыра.
В IV—VI вв. в раннефеодальных обществах Закавказья отмечалось развитие земледелия (в частности, большое значение приобрела культура винограда), а также оседлого и, кочевого (в Албании) скотоводства. Разводились лошади, овцы и козы. Увеличйвалась добыча железной, медной и серебряной руды, а также соли.
Важнейшими городами Закавказья в это время были Валаршапат и Двин в Армении, Мцхета и Тбилиси в Грузии, Партав в Албании. Некоторые из этих городов лежали на торговых путях, соединявших Византию с Ираном, Средней Азией и Китаем. Крупная оптовая торговля носила преимущественно транзитный характер. Другие города являлись политическими и культурными центрами. Были и такие города, которые представляли в сущности лишь ремесленные посады при феодальных замках. Население закавказских городов не переставало заниматься земледелием.
Внутренний строй стран Закавказья оставался без изменения до середины V в., несмотря на то, что в результате договора 387 г. Армения оказалась разделённой между Ираном и Римом, Лазика была признана сферой влияния Рима, а Картли и Албания должны были подчиниться Ирану. Правда, экономическая раздробленность и междоусобия политических группировок в среде местной знати Армении позволили Сасанидам упразднить в 428 г. царскую власть и в персидской Армении, однако местные законы, а также привилегии князей и духовенства остались нетронутыми. Армения, как и прежде, делилась на княжества (нахарарстеа) во главе с наследственными князьями — нахарарами.
Лазика в V—VI вв. представляла значительную и сильную в военно-политическом отношении часть Грузии. Несмотря на неоднократные попытки преемницы Рима Византии подчинить Лазику, последняя долго удерживала свою независимость. Византии удалось утвердить там свою верховную власть только в начале VI в., после долгой борьбы. Атропатена, вошедшая в состав Иранского царства Сасанидов ещё в III в., также сохраняла самоуправление и местного правителя.
Христианство, утвердившееся в первой половине IV в. в Армении, Картли и Албании в качестве государственной религии, в народную среду проникало очень медленно. Ещё в конце V в. в лесах Албании поклонники старых, дохристианских культов тайно совершали человеческие жертвоприношения. Царская власть и церковь боролись с этими «сектами бесопочитания» путём казней. В Лазике христианство утвердилось только к середине VI в. В Атропатене господствовал зороастризм. Церкви Армении, Грузии и Албании имели независимое управление. Во главе каждой из них стоял особый католикос. В VI в. все три христианские церкви Закавказья держались монофизитского исповедания. В начале VII в. грузинская церковь приняла православное исповедание и порвала общение с армянской церковью.
Борьба народов Закавказья против ига сасанидского Ирана в V—VI вв.
При царе Йездигерде (Ездигерде) II в середине V в. сасанидское правительство Ирана решило лишить страны Закавказья их самоуправления, уничтожить утвердившееся там христианство и заменить его официальным персидским зороастризмом. В этом правительство Ирана видело одно из средств полной насильственной иранизации и ассимиляции населения этих стран, в первую очередь Армении. Там были введены новые, повышенные налоги, всей своей тяжестью обрушившиеся на крестьян. Было впервые обложено налогами и лишено своих привилегий духовенство. У нахараров было отнято право на занятие высших постов в государстве (кроме поста спарапета) ( Буквально «начальник конницы» (титул главного начальника всех феодальных ополчений Армении).). На этих постах нахарары были заменены персидской знатью.
Чтобы облегчить проведение своей политики, Йездигерд II под предлогом опасности, грозившей от эфталитов, держал в течение 7 лет конные ополчения закавказских князей вдали от их родины, на восточной границе Ирана. Наконец, в 450 г. Йездигерд потребовал от армянской военной знати принятия зороастризма, угрожая в противном случае лишить её владений и привилегий и искоренить знатные фамилии. Иранизация знати была задумана как начало общей ассимиляции и иранизации народов Закавказья. Но случилось то, чего Йездигерд не ждал: хотя ополчений азатов в Армении почти не было, в стране вспыхнуло стихийное народное восстание (450г.). К нему присоединились нахарары. Во главе создавшегося народного ополчения стал спарапет Вардан Мамиконян, опытный полководец, энергичный и мужественный человек. Энтузиазм народа и его ненависть к персидскому игу были так велики, что даже Васак, нахарар области Сюник, давний сторонник Сасанидов, вынужден был принять участие в движении. Подобные же народные восстания быстро охватили Картли и Албанию.
Соединённое армяно-грузино-албанское народное ополчение под командованием Вардана Мамиконяна наголову разбило персидское войско близ албанского города Халхала (совр. Казах), где сходились границы Картли, Албании и Армении. Но Византия, к которой восставшие обратились за помощью, находясь под угрозой нашествия гуннов во главе с Аттилой, побоялась начать войну с Ираном. Видя, что восставшие не получат поддержки извне, Васак Сюнийский, которому была поручена охрана юго-восточного рубежа Армении, изменил, выдав военный план персидскому полководцу, и открыл горные проходы его войскам.
Отсутствие помощи извне и особенно предательство Васака предопределили победу персов. Решительная битва произошла на Аварайрской равнине. Восставшие бились с отчаянным мужеством, но были разгромлены превосходящими их силами персов, а сам Вардан Мамиконян пал в бою (26 мая 451 г.). С тех пор день Аварайрской битвы отмечался в Армении как день траура. После Аварайрской битвы Сасаниды подавили разрозненные очаги восстания в Армении, Картли и Албании. Но напуганный огромными размерами восстания Йездигерд II казнил лишь некоторых его руководителей и сделал уступки феодалам: отказался от введения зороастризма, восстановил самоуправление, вернул привилегии местной знати и христианскому духовенству. Народные же массы не получили ничего.
Через некоторое время царь Ирана Пероз снова стал урезывать самоуправление стран Закавказья, действуя, впрочем, более осторожно, нежели Йездигерд II. В Албании Пероз уничтожил царскую власть (461 г.), в Армении и Картли он старался вызвать раздоры в среде знати и повсюду усилил персидские гарнизоны. Разбитый эфталитами и вынужденный заплатить им огромную контрибуцию, Пероз возложил её бремя на страны Закавказья.
Снова в Картли, Албании и Армении вспыхнуло стихийное народное восстание, к которому примкнула и большая часть знати (481—484 гг.). Во главе восстания стали царь Картли Вахтанг I Горгасал (по-персидски — Горгасар, т. е. «Волчья голова», прозванный так по изображению на его шлеме) и спарапет Армении Вахан Мамиконян. После долгой войны царь Ирана Валаш оказался вынужденным в 484 г. заключить со знатью стран Закавказья мирный договор на следующих условиях: самоуправление стран Закавказья, права и привилегии знати и христианского духовенства сохранялись в неприкосновенности; христиане не должны были переходить в зороастризм, а зороастрийцы — в христианство. Сверх того, Валаш был вынужден назначить марзпаном (наместником) Армении Вахана Мамиконяна и восстановить царскую власть в Албании.
Однако в начале VI в. правительству Ирана удалось окончательно упразднить царскую власть в Албании, а затем, после нового восстания, также и в Картли, заменив царей персидскими марзпанами. В остальном внутреннее устройство стран Закавказья вплоть до середины VI в. оставалось прежним. Самоуправление стран Закавказья стало постепенно урезываться со времён Хосрова I Аношарвана (531—579). Произвол и налоговая политика персидских марзпанов сделали вскоре положение крестьянства невыносимым и вызвали в 571 г. новое восстание в Армении. Это восстание распространилось на Картли и было поддержано в Албании. Помощь восставшим оказали лазы и абасги (предки абхазов). Под предлогом помощи восставшим выступила Византия. Опустошительная ирано-византийская война длилась на территории Закавказья в течение 20 лет (571—591 гг.)
Иран вынужден был заключить с Византией договор о дружбе и уступить ей часть Картли до Тбилиси и часть Восточной Армении до озера Ван. На освобождённой от персов части Картли утвердился местный князь. В Албании в конце VI в. возродилась местная государственность во главе с наследственным князем. В оставшихся под властью Ирана частях Картли и Армении иранское правительство также должно было пойти на значительные уступки местной знати. Но положение крестьянства оставалось по-прежнему тяжёлым. После победы Византии над сасанидским Ираном (628 г.) его владычество в странах Закавказья фактически пало, хотя и власть Византии являлась там лишь номинальной.
В VII в. на Кавказе значительную роль стало играть Хазарское царство. Хазары первоначально представляли собой племенной союз, по мнению одних исследователей тюркского происхождения, по мнению других — финно-угорского. Они жили на Северном Кавказе, а в 20-х годах VII в. стали вторгаться в страны Закавказья и в Иран в качестве зависимых от Западнотюркского каганата племён и как союзники Византии в войне против Ирана. С середины VII в. сложилось независимое Хазарское царство, позже распространившее свою власть на территорию от низовьев Волги до Азовского моря. Хазары были кочевниками, но затем часть из них перешла к земледелию. В это время они являлись ещё язычниками-шаманистами, позднее же (не ранее конца VIII в. или в IX в.) хазарская знать приняла иудейство.
Страшные нашествия кочевников-хазар на страны Закавказья продолжались в течение VII и VIII вв. Местной знати приходилось порой платить дань и хазарам, и Византии. Ирано-византийская война 604—628 гг. и вторжения хазар тяжело отразились на экономике закавказских стран и политически ослабили их. Это облегчило арабам завоевание Закавказья.
Культура
В V—VII вв. развитие феодальной культуры в странах Закавказья достигло больших успехов. В Армении появился ряд историков. Наиболее крупными из них были жившие в V в. Агафангел, Корюн, Павстос (Фавстос) Бузанд, Елише (Егише), Лазарь Парбский (Парбеци). Два последних автора оставили описание борьбы армянского народа против иранского ига. Особенно большую известность получил «отец армянской истории», автор монументального труда по истории Армении Моисей Хоренский (Мовсес Хоренаци, V в.). Труды армянских историков, особенно Моисея Хоренского и Елише, пронизаны горячим патриотизмом и отличаются ярким художественным изложением.
В V—VII вв. в Армении с сирийского и греческого языков было переведено много книг, в том числе философские труды Платона, Аристотеля, Зенона и др. Крупнейшим армянским философом был Давид Непобедимый (VI в.), неоплатоник. Из представителей точных наук выделялся Анания Ширакский (Ширакаци, VII в.), передовой учёный своего времени, математик, астроном и географ.
С принятием христианства было связано развитие армянской феодально-культовой архитектуры, представленной множеством памятников. Таковы церкви базиличного типа в Ереруйке и Текоре (V—VI вв.), центральнокупольные церкви — Macтара, св. Рипсиме и великолепный круглый трёхъярусный купольный храм Звартноц (VII в.). Церкви богато украшались барельефами, резьбой по камню, живописью и мозаикой. В VII в. сложились основные конструктивные принципы армянской архитектуры. Продолжали существовать придворный и народный театры, известные ещё до нашей эры.
Древнегрузинская литература представлена рядом памятников, сохранивших значение в качестве исторических источников. Таковы «Мученичество св. Шушаники» (V в.), «Мученичество св. Евстафия Мцхетского» (VI в.) и др., ярко рисующие быт феодального общества.
В Грузии, как и в Армении строились церкви базиличного типа (древнейшая из них — Болнисский Сион, V в.). Позднее наиболее характерными памятниками грузинской архитектуры были четырёхабсидные купольные церкви — замечательный храм Джвари (Креста) около Мцхеты (конец VI — начало VII в.), Атенский Сион (VII в.), многоярусный круглый храм Ишхани и др. Церкви украшались барельефами, а иногда мозаикой.
Из памятников раннефеодальнего албанского зодчества следует отметить массивные «длинные стены» (для защиты от набегов гуннов и других кочевников) в Дербентском проходе (V-VI вв.), базилику в Куме, круглый храм в Ляките. Выдающимся литературным трудом является "История албанов"(на армянском языке), приписываемая Моисею Каланкарваци (наиболее древняя часть текста относится к VII в.)
Феодальная культура народов Закавказья находилась под значительным воздействием христианской церкви. В то же время продолжало развиваться и народное творчество, свободное от этого влияния . Лучшим памятником грузинского народного эпоса является "Cказание об Амиране" - богатыре, борце за народное счастье. Народное творчество проявилось и в области строительного дела.
Большое влияние на зодчество господствующего класса оказала архитектура крестьянкого жилого дома - прямоугольного помещения с коническим деревянным куполом и со световым отверстием в его центре.
Завоевание стран Закавказья арабами
После завоевания Сирии войско Арабского халифата в 640 г. в первый раз вторглось в Армению, взяло и разграбило её столицу Двин и увело в рабство 35 тыс. человек. В 642 г. арабские завоеватели напали на Атропатену, правитель которой заключил сними договор о подчинении им страны. В 654 г. арабы, пройдя огнём и мечом Армению, дошли до Тбилиси и принудили князя Картли подписать договор о признании власти Халифата. Население Картли сохранило свободу вероисповедания, личную свободу и имущественные права при условии уплаты джизьи (подати для иноверцев) по динару с каждого двора. Договор этот, позже не раз возобновлявшийся, послужил образцом для многих других подобных же актов, заключавшихся арабскими военачальниками с местными владетелями или отдельными городами Закавказья.
Однако арабским халифам, встретившим в странах Закавказья упорное сопротивление народных масс, не удалось сразу утвердиться там прочно. К тому же князь Албании Джаваншир (635—669), храбрый полководец и патриот, умело лавируя между Византией, хазарами и Халифатом, сумел обеспечить фактическую независимость своей страны. Той же линии держались князь Картли и нахарары Армении.
Только в начале VIII в., после долгой борьбы с местным населением, Халифат смог завоевать Закавказье. Завоевание это сопровождалось разорением и ограблением закавказских стран. Подавив народное восстание в Армении в 703 г., через два года после этого наместник халифа коварно завлёк армянскихнахараров и азатов якобы для заключения договора в город Нахчеван и в селение Храм. Здесь арабы заперли нахараров и азатов в церквах и сожгли (около 800 человек). В результате местные феодальные ополчения распались, что помогло арабским завоевателям утвердиться в стране. Вслед за этим арабы утвердили свою власть также и над Албанией.
Владычество Арабского халифата в странах Закавказья
Арабская знать быстро обзавелась в странах Закавказья поместьями и феодально зависимыми крестьянами. В некоторых местах оседали целые арабские племена, захватывая окрестные селения и заставляя население вносить феодальную ренту главе племени и племенной знати. Местные крестьяне, которых завоеватели презрительно называли улудж (деревенщина, мужики), были обложены поземельной податью (харадж). Но ислам в странах Закавказья распространялся крайне медленно. Только значительно позже — не ранее X в. — он стал религией большинства населения Южного Азербайджана (прежняя Атропатена) и Аррана (прежняя Албания), а грузины и армяне так и остались христианами. Немусульманское население, помимо хараджа, должно было платить также подушную подать (джизья).
При арабском владычестве преобладающим видом феодальной земельной собственности в Южном Азербайджане, а отчасти и в Арране стали государственные земли. В Армении, как и в Арране, многие нахарары сумели сохранить свои земли; в Грузии большая часть земельного фонда осталась в руках местной знати.
В VIII в. страны Закавказья переживали хозяйственный упадок, вызванный завоеванием. Тяжёлое положение крестьян ещё более ухудшилось во второй половине VIII в. Харадж, раньше взимавшийся натурой в виде доли урожая, теперь стал частично взыскиваться серебром, что при господстве натурального хозяйства в странах Закавказья было крайне тяжело для крестьян. Армянский историк Гевонд-вардапет (VIII в.) так рассказывает об одном из арабских наместников: «Прежде всего он прибыл в Армению, замучил всех насилием и притеснениями и довёл их до нищеты... Роды княжеские (нахарары) приносили ему волею или неволею в дар конец я мулов, превосходные одежды, золото и серебро, с намерением набить пасть дракону, пришедшему опоганить страну». Политика ограбления проводилась также в Картли и Арране. В короткое время арабские сборщики податей выкачали из стран. Закавказья почти всё золото и серебро. Свирепствуя в селениях, сборщики секли ремнями недоимщиков и подвергали их другим всевозможным истязаниям. Всё это вызвало ряд восстаний народов Закавказья.
Борьба народов Закавказья против арабского владычества
В Армении крупное народное восстание произошло уже при Омейядах в 748—750 гг. Мощное восстание крестьян и горожан вспыхнуло здесь в 774—775 гг. Собралось 5 тыс. «простого народа», и все «дали друг другу клятву и торжественный обет — жить и умереть вместе». В дальнейшем восстание настолько расширилось, что халифу пришлось послать против повстанцев 30-тысячное войско. Только в апреле 775 г. войскам халифа удалось нанести повстанцам решительное поражение в верховьях реки Евфрата.
Это грандиозное движение, совпавшее с крестьянскими восстаниями Муканны в Средней Азии и «краснознамённых» в Гургане, напугало халифа Махди и вынудило его уменьшить на время размеры хараджа и отменить внутренние пошлины.
В Арране особенно мощным было восстание жителей большого города Бердаа (Партав), убивших местного главного сборщика податей (781 г.). В 795 г. там произошло новое народное движение, подавленное с крайней жестокостью. Нахарары и остальная феодальная знать Армении и Аррана обычно принимали участие в освободительных движениях народа, желая использовать общенародную борьбу не только в общих целях достижения независимости от Халифата, но и в своих классовых интересах, ради расширения своих уделов и земель.
Наиболее крупным народным движением в Южном Азербайджане и Арране была крестьянская война под руководством Бабека в 816—837 гг. Участников её называли «одетыми в красное», ибо красный цвет был принят восставшими как символ борьбы. Идеологической оболочкой восстания Бабека, так же как и ряда других подобных движений в Арране, Южном Азербайджане,Средней Азии и Иране, было учение хуррамитов. Около 816 г. хуррамитская секта «одетых в красное» признала воплощением божества талантливого и храброго юношу Бабека. Отец его занимался мелкой торговлей маслом вразнос. После смерти отца мать Бабека пошла в служанки, а сам он был сначала пастухом у крупного землевладельца, затем погонщиком верблюдов в караванах и ремесленным учеником. Он побывал в разных городах, а восемнадцати лет от роду ушёл в замок Базз в Талышских горах, служивший штаб-квартирой «красных» хуррамитов.
Став вскоре во главе «красных», Бабек начал открытую войну с Арабским халифатом. Хуррамиты нанесли арабским войскам три тяжёлых поражения (в 820, 823 и 827 гг.). После этого движение распространилось также на Восточную Армению и на Западный Иран. Хуррамиты заняли огромную территорию от Двина и Бердаа до Исфахана в Иране.
Источники ничего не сообщают о том, в какой мере хуррамиты осуществили свою социальную программу. Известно лишь, что многие земли на время перешли во владение сельских общин, ставших свободными.
Наиболее слабой чертой движения хуррамитов было то, что они, ради низвержения ига Арабского халифата и вопреки своим первоначальным лозунгам, заключали военные союзы с местными крупными феодальными владетелями Южного Азербайджана, Аррана и Армении — христианскими, зороастрийскими и даже некоторыми мусульманскими. Эти владетели использовали союз с Бабеком для того, чтобы прогнать халифских чиновников и присоединить к своим владениям новые территории, отнятые ими у сторонников Халифата. Когда это было достигнуто, они предали движение Бабека, снова переметнувшись, но уже на выгодных для себя условиях, на сторону Халифата.
Измена местных феодалов и мобилизация всех военных сил Халифата помогли ему в 30-х годах IX в. достичь перелома в военных действиях и перейти в наступление. В августе 837 г. центр хуррамитов в Южном Азербайджане Базз, блокированный более года и терпевший голод, наконец, пал. Бабек успел скрыться из Базза и направился в Арран. Он искал убежища у одного из владетелей в Арране, Сахла Смбата, который сперва был союзником Бабека. Сахл изменил Бабеку и выдал его халифу, получив за это щедрую награду в 1 млн. дирхемов. Бабек был привезён в Самарру — резиденцию халифа и после мучительных пыток казнён (4 сентября 837 г.).
В 851 г. вымогательства и насилия халифского наместника Юсуфа ибн Мухаммеда вызвали новое большое восстание против ига Халифата, вспыхнувшее сначала в Армении, а затем распространившееся на Картли и Арран. Основная масса восставших состояла из крестьян. В этом восстании прославило себя народное ополчение области Сасун в Южной Армении. Особенно героически действовали жители горного округа Хут, бедняки, ведшие суровую, полуголодную жизнь. Ополчение сасунских горцев во главе с Овнаном Хутским разбило арабское войско, освободило взятых им пленников, заняло город Муш и казнило захваченного там тирана Юсуфа ибн Мухаммеда. Это событие легло в основу дошедшего до нас армянского народного эпоса «Давид Сасунский», или «Сасунские храбрецы».
Халиф Мутаваккиль в 852 г. послал в страны Закавказья большое войско под командованием Буги. Войска Буги в течение трёх лет опустошали Армению, Картли и Арран. В одном только Тбилиси было вырезано до 50 тыс. жителей. Однако ослабленному Халифату удалось восстановить свою власть в странах Закавказья лишь на самое короткое время. Между 60-ми и 80-ми годами IX в. в связи с политическим распадом Халифата его владычество в странах Закавказья фактически пало.
Всемирная история. Энциклопедия. — М.: Государственное издательство политической литературы. Ред. А. Белявский, Л. Лазаревич, А. Монгайт, И. Лурье, М. Полтавский. 1956—1565.